Библиотека управления

Экспорт услуг в области ИТ. Трудно, но надо

Александр Егоровгенеральный директор, Рексофт
Программа конференции

1. Необходимость диверсификации экспорта РФ

Позиция России на мировом рынке мало изменилась за последние 150 лет. До сих пор наша страна является сырьевой экономикой, и ни одна другая отрасль в РФ не способна конкурировать по доходам с экспортом нефти и газа. Доля сырья (нефть и газ) в российском экспорте превышает 50%, что означает полную зависимость экономической ситуации в стране от мировых цен на энергоносители. Конечно, такое положение вещей нельзя считать нормальным. Требуются серьезные усилия по диверсификации экспортного портфеля.

В российской экономике есть отрасли, способные при правильном их развитии принести существенные доходы. Одной из таких отраслей является отрасль информационных технологий (ИТ).

2. Ситуация на мировом рынке ИТ

На сегодняшний день в мире практически нет другого рынка, сравнимого с рынком ИТ по скорости и потенциалу роста. Как отдельный сектор мировой экономики, этот рынок существует чуть больше 30 лет и все это время демонстрировал быстрый рост. В 2001-02 гг. последствия кризиса на мировом телекоммуникационном рынке и лопнувший "Интернет-пузырь" впервые привели к незначительному падению рынка ИТ, но в настоящее время его рост возобновился.

Этот рынок находится в стадии формирования и характеризуется незрелостью, недостатком стандартов и наличием свободных рыночных ниш.

Усиление конкуренции в результате процессов глобализации ставят сегодня перед каждым предприятием вопрос переоценки своих бизнес-целей и существующего рыночного предложения, тщательной фокусировки на ключевых компетенциях. Предприятия отказываются от поддержки непрофильных процессов, передавая их внешним подрядчикам. Это касается и вопросов поддержки ИТ-инфраструктуры, корпоративных информационных систем и других элементов современного предприятия. Таким образом, спрос на услуги внешних поставщиков в области ИТ непрерывно возрастает.

По термином "аутсорсинг" мы понимаем передачу фрагмента бизнес-процесса или полного бизнес-процесса предприятия внешнему поставщику услуг на договорной основе. Если услуги по аутсорсингу оказывает иностранная компания которая находится в стране с более низкой стоимостью труда, то такую услугу называют оффшорным аутсорсингом (offshore outsourcing).

В целом, оффшорный аутсорсинг явление не новое. Международное разделение труда в странах с открытой экономикой и ранее приводило к переносу части цепочки создания прибавочной стоимости в страны с меньшей стоимостью жизни. Особенно характерны в этом смысле такие отрасли, как легкая промышленность (перенос текстильных производств в Индию, Пакистан и Китай в 80-95-х годах), микроэлектронная промышленность (Тайвань, Малазия в 90-х годах) и т.д. В этом смысле, рынок ИТ идет по проторенной тропе.

Однако, нематериальная природа товара в сфере ИТ и бурное развитие сетей связи общего пользования и сети Интернет в период 1994-2000 г.г. настолько снизили транзакционные издержки предприятий-поставщиков, что в секторе услуг ИТ появился шанс реализовать практически "чистую" модель глобального перераспределения ресурсов (global delivery model).

Аутсорсинг ИТ - явление глобальное и международное. Ресурсы берутся на тех рынках, где они наиболее дешевы, и моментально доставляются на рынки, где спрос на них максимально высок. Важной особенностью здесь является сложность выстраивания поставщиком барьеров переключения и, как следствие, потенциально высокая скорость переключения между различными поставщиками. Заказчики имеют очень сильную переговорную позицию, а игроки рынка работают в условиях постоянной, жестокой конкуренции.

Затраты на аутсорсинг ИТ во всем мире, согласно данным аналитического агентства IDC, к 2007 г. должны превысить 100 млрд. долларов США. Основными потребителями этих услуг по прежнему останутся североамериканские компании (44 % мировых затрат). Однако, заметен активный рост потребления услуг аутсорсинга ИТ и в других развитых странах. ИТ аутсорсинг становится стандартной практикой снижения затрат многих ведущих компаний мира.

Согласно данным исследовательской компании Gartner Group, по своим страновым показателям Россия имеет предпосылки для захвата 5-6% мирового рынка ИТ аутсорсинга. В 2007 году, например, это означало бы для страны дополнительный экспортный доход в размере более 5 млрд. долларов США, что превышает наш ежегодный доход от экспорта вооружения (составил $4,3 млрд. в 2003 г.). Однако, пока это только предпосылки.

3. Развитие экспорта услуг ИТ в России, или "кто виноват?"

Ситуация в России 90-х годов не благоприятствовала развитию экспорта услуг ИТ. Несмотря на наличие большого количества достаточно квалифицированных специалистов в области ИТ, потенциально пригодных для участия в международных проектах, сказалось отсутствие предпринимательской культуры, а также управленческих и маркетинговых кадров нужной квалификации. Дело в том, что в СССР такой сектор экономики, как промышленная разработка ПО на заказ, практически отсутствовал.

Работе с клиентами мешал также отрицательный имидж России, как нестабильной страны с высоким уровнем коррупции, преступности и бюрократии.

Слабость молодых компаний и полное игнорирование имевшихся возможностей по экспорту ИТ Правительством РФ привело к тому, что объем существующей уже более десяти лет индустрии экспорта услуг ИТ по-прежнему ничтожно мал по сравнению с сырьевыми отраслями. В 2003 г. он составил, по разным оценкам, от $0,45 до 0,52 млрд. Для сравнения - объем экспорта из Индии в 2003-04 финансовом году составил $12,5 млрд.

Т.о., следует признать, что хотя российским компаниям-пионерам и удалось добиться определенных успехов в создании совершенного нового сектора российского экспорта, они пока не смогли продемонстрировать рост, адекватный росту мирового рынка услуг ИТ. Хотя тот факт, что за 2002-04 гг. Россия, наконец, попала в списки ведущих аналитических агентств, как страна-поставщик услуг ИТ, говорит о том, что шансы на большую игру еще есть.

4. Дальнейшие шаги, или "что делать?"

Возможности для ускоренного развития этого направления экспорта будут сохраняться еще в течение 4-7 лет, пока не завершится окончательное формирование рынков услуг ИТ в развитых странах мира.

Чтобы занять достойное место на международном рынке, российские компании должны научиться правильно позиционировать себя, а государство - помогать им в этом.

Последние 3-4 года молодая российская индустрия экспорта ИТ учится осознавать и показывать в выгодном свете свои конкурентные преимущества. От того, насколько правильно российские компании проведут мероприятия по позиционированию в ближайшие 2-3 года, будет зависеть масштаб успеха российского ИТ. Сегодня этой отрасли предоставлены уникальные возможности прорыва на рынок, но существует ряд сдерживающих факторов, только часть которых является объективными.

Необходимо отметить, что последние несколько месяцев правительственные структуры проявляют некоторый интерес к отрасли информационных технологий (и, в частности, к ее экспортному сектору), рассматривают поправки к законодательству, обсуждают выделение субсидий на строительство технопарков. Несмотря на эти инициативы, только сами компании своими действиями могут занять достойную долю рынка. Единственное, что может сделать государство для сектора сегодня - это укреплять имидж страны, как стабильного и активно развивающегося государства, ведь одна из основных трудностей, с которыми сталкиваются экспортеры, это постоянные ссылки заказчиков на нестабильную политическую ситуацию и неблагоприятный инвестиционный климат.

Помимо очевидного увеличения доходов бюджета, экспорт услуг в области ИТ поможет России сохранить имидж страны-лидера в области высоких технологий, дать новый толчок развитию профессионально-технического и высшего образования, увеличить приток кадров в научные школы.


Программа конференции