Библиотека управления

Оценка акций

Авторы: Эшуорт Г., Джеймс П. Глава из книги «Менеджмент, основанный на ценности»
Изд-во «Инфра-М»

Две важные школы оценки акций

Очевидно, что инвестиционное сообщество полагается на полный спектр данных и информационных систем и никогда не пользуется единственным измерителем, который обычно применяют аналитики и менеджеры фондов для того, чтобы последовательно оценивать компании или измерять ценность для акционеров. Вместо этого применяется широкий диапазон данных, чтобы генерировать целевую цену акций и рекомендации покупать/продавать. Это осложняет компаниям процесс управления восприятием потенциальных и текущих инвесторов.

В главе 2 рассматривались два различных семейства измерителей акций: семейства, которые используют абсолютные методы DCF, и семейства, которые используют методы, не основанные на DCF, или относительные методы.

В Приложении 5 мы приводим примера двух отчетов аналитиков об одной и той же компании — Invensys PLC. Результаты этих двух оценок нельзя сравнивать, поскольку они были сделаны в различные моменты времени. Однако мы их демонстрируем именно для того, чтобы проиллюстрировать два совершенно различных результата применения различных семейств измерителей для оценки акций, которые были описаны в главе 2:

  • первая оценка сделана BNP Paribas. Она включает относительную оценку с использованием традиционных измерителей, не основанных на DCF;
  • вторая оценка сделана ING Barings. Она включает абсолютную оценку с использованием подхода, основанного на DCF.

Хотя эти два подхода к оценке различаются, но оба считаются правильными. Оба могут отражать ожидаемые будущие показатели деятельности компании. Аналитики используют любой. Более того, часто в одном и том же отчете можно встретить оба метода. В подобных случаях один метод оценки помогает подтвердить результат, полученный с помощью другого.

Из исследовательских отчетов, приведенных в Приложении 5, можно увидеть, что компании должны очень тщательно управлять своим общением с инвесторами. Изменения в ожидаемых EPS, EBITDA, прибыльности или денежных потоках, безусловно, отразятся на оценке акций. Однако величина этих изменений и степень, в которой новая информация или пересмотр прогнозов повлияют на цены, зависят от методов оценки, использованных аналитиком на данный момент. Поскольку ряд аналитиков освещает состояние большей части публичных компаний, причем каждый аналитик может применять различные методы оценки, очевидно, что компании должны разбираться в:

  • конкретных методы оценки, которые используют их аналитики;
  • вероятном воздействии каждого метода оценки, когда они предоставляют новые результаты инвестиционному сообществу.

Компании должны эффективно проводить собственный маркетинг своих акций потенциальным инвесторам, если они хотят, чтобы их воспринимали как компании, обеспечивающие необычайно высокую ценность для акционеров. Эффективный маркетинг в контексте отношений с инвесторами должен включать следующие моменты:

  • Вовлечение главного исполнительного директора и главного финансового директора в формальную программу коммуникаций, включая регулярные посещения крупных финансовых институтов. Эти лица, как минимум, должны посещать их раз или два в год.
  • Обеспечение специальных контактных лиц для важных инве­сторов, используя департамент по связям с инвесторами как канал для получения доступа к главному исполнительному директору;
  • Сосредоточение усилий на тех институтах, которые, вероятно, в будущем проявят интерес к компании, с помощью:
    • специальных обзоров, которые должны выявить институты, занимающие важное положение в выбранном секторе;
    • поиска по специализированным базам данных, которые позволяют выявлять институты, занимающиеся изучением конкурентов в рамках того же самого сектора.
  • Оценка того, может ли компания получить больше внимания со стороны акционеров, если, например, она изменит свою дивидендную политику. Существуют специальные модели предсказания поведения менеджеров фондов, которые признают тот факт, что имеются институты, которые предпочитают инвестиции, обеспечивающие рост, ценность или дивиденды. Используя эти модели, компании могут выявить новых потенциальных инвесторов.
  • Четкие сообщения по поводу создания будущей ценности и перспектив показателей деятельности бизнеса за счет:
    • готовности аргументировать, почему компания относительно недооценена по сравнению со своими аналогами;
    • объяснения того, что компания внедрила соответствующие внутренние процессы, чтобы управлять во для обеспечения акционерам ценности или генерирования «экономической прибыли». Менеджеры фондов хотят знать, что такие процессы были действительно внедрены, и что компанией реально управляют во имя ценности для акционеров. Однако, на текущий момент, судя по всему, нет пока нужды в подробном объяснении того, как эти процессы на самом деле работают;
    • активной «продажи» компании за счет концентрации на будущих показателях деятельности вместо анализа — не занимайте оборонительную позицию просто потому, что рынок был волатильным или оказался в тяжелом состоянии;
    • исключения «сюрпризов» и поддержания регулярных коммуникаций — не ждите момента объявления годовых результатов, чтобы сообщить дурные новости, которые могут резко снизить цену акций.

Хотя прогнозные результаты оказывают кардинальное влияние на цену акций, компании должны отдавать себе отчет в сложно­стях, с которыми сталкиваются профессиональные инвесторы, когда используют эти оценки. Не забывайте, что одни аналитики могут оказаться лучше других!

Компании, которые направляют часть усилий на установление отношений с лучшими аналитиками, с гораздо большей вероятностью пожнут плоды более значимого консенсуса в отношении перспектив своего бизнеса в рамках инвестиционного сообщества. Каждый год и Reuters, и Ехtel публикуют обзоры по исследованию самих аналитиков, чтобы выявить среди них тех лиц, которые пользуются наибольшим уважением в промышленности. Поэтому вместо простого консенсусного прогноза, который представляет собой арифметическую среднюю величину оценок всех аналитиков, — как хороших, так и плохих, — начинает формироваться тенденция выбирать только тех, чьи прогнозы считаются наиболее точными. Такой подход позволяет получить «разумный консенсус». Такие оценки, вероятно, могут стать главной движущей силой цен акций.

Кроме того, менеджеры фондов стали больше полагаться на оценки собственных аналитиков, а не на оценки, сделанные другими. Это означает, что компании, которые хотят эффективно управлять своими отношениями с инвесторами, также должны стремиться поддерживать хорошие отношения с аналитиками фондов.

Успешные отношения с инвесторами более не сводятся к уютным ланчам в ресторанах Сити. Они требуют развития целостного подхода к сообщениям о показателях деятельности компании, должному маркетингу бизнеса и систематическому вниманию к потенциальным инвесторам. Однако эта деятельность также должна быть построена на прочном фундаменте, суть которого будет рассмотрена в последующих главах.

Компании, которые стремятся продемонстрировать ценность для акционеров, которую они могут генерировать, должны иметь профессиональные команды для отношений с инвесторами. Такие команды должны быть всецело настроены на то, чтобы управлять восприятием инвесторов и информацией, которая имеется в информационной машине. Лучше всего — назначать специалиста по отношениям с инвесторами в качестве собственного «эксперта» по измерению ценности для акционеров и отражению этого аспекта во всех средствах коммуникации с инвесторами. Компаниям стоит также изучить возможность использовать знания и опыт внешних специалистов по паблик рилейшнз с инвесторами. Такие специалисты могут помочь компаниям выявить и сосредоточиться на наиболее подходящих инвесторах для своих организации.

Однако важно проводить тонкую политику в отношениях с ин­весторами, провайдерами информации и аналитиками. Представляется целесообразным делать обзор и корректировку информации, однако компании не должны слишком сильно «влиять» на аналитиков или предоставлять информацию в интересах только одного класса акционеров, которая может не быть равным образом до­ступна для всех. Ограничительные правила в этой области постоянно развиваются и усложняются, Формулировкой правил занимается Комиссия по ценным бумагам и биржам США. Некоторые компании начинают нервничать по поводу вероятности нарушения ими этих правил, когда они общаются с инвесторами.

Компании должны стремиться предвосхищать события и «управлять» воздействием всех новостей, которые могут подвигнуть инвесторов к пересмотру прогнозов доходности, составленных аналитиками, и, соответственно — повлиять на цену их акций. Они должны осуществлять мониторинг тенденций в динамике инфор­мационных измерителей, применяемых аналитиками, которые наблюдают за их компанией, и быть готовы их обсуждать и комментировать. Это означает:

  • готовность адаптироваться к новым тенденциям в информации, которой пользуются инвесторы;
  • использование всего спектра измерителей, особенно прибыли, денежного потока (от операционной/финансовой/ инвестиционной деятельности), EBITDA и более адекватных, новых измерителей ценности для акционеров, чтобы моделировать результаты;
  • проверку прогнозов аналитиков и поддержание контакта с ни­ми, чтобы убедиться, что в их распоряжении имеются все необходимые данные;
  • проверку того, что провайдеры данных правильно воспроизвели прогнозы аналитиков;
  • использование специализированных инструментов и техники моделирования, чтобы оценить воздействие изменений в результатах и дивидендах на цену акций и на возможные списки потенциальных инвесторов;
  • расчет до публикации результатов:
    • прибыли, EPS, EBITDA и свободного денежного потока, которые, как ожидаются, будут генерированы в течение следующих пяти лет;
    • ценности для акционеров, которую инвестиционное сообщество, как ожидается, будет воспринимать, используя стан­дартный способ расчета экономической прибыли, или EV+ и TSR.

Компании должны также уметь демонстрировать четкую связь между собственными измерителями деятельности и истинным размером ценностей для акционеров с точки зрения повышения курса акций и дивидендов. Успех будет зависеть от того, смогли ли компании внедрить разумный подход к управлению, основанному на ценности для акционеров. Это — третий аспект.

Однако прежде чем рассматривать проектирование и внедрение внутрикорпорационных ограничений, нам нужно изучить второй аспект менеджмента, основанного на ценности, — т.е. использование основанных на ценности измерителей, чтобы оценить стратегию. Это — предмет следующей главы.

Издательство:Издательский дом «ИНФРА-М»
Выходные данные:
Год издания 2006 г.
ISBN 5-16-002542-1
Объем — 190 стр.
Цена — 129.9 руб.